Главная » 2018 » Март » 20 » Подростковый суицид: работа с подростками, имеющими суицидальные намерения
09:18
Подростковый суицид: работа с подростками, имеющими суицидальные намерения

 До тринадцатилетнего возраста суицидальные попытки и сам подростковый суицид наблюдаются крайне редко. Основная активность выпадает на период в 14 до 15 лет, а максимум отмечается к 16-19 летнему возрасту. Признаки и профилактика суицидальных рисков Индикаторы риска подросткового суицида являются теми признаками, которые указывают на суицидальную готовность личности. Различают:

  1. Словесные – видны в рамках бесед: фразы, свидетельствующие о беспомощности, прощание с собственной жизнью, изречения о желании умереть в шуточной форме, амбивалентность оценивания значимых событий или же людей (колебания между любовью и ненавистью); речь становится медленной и маловыразительной; самообвинения.
  2. Эмоциональные – внимание на именно на контекст тех посланий, что выражаются в словесной форме вместе с невербальными сообщениями (длительные паузы, плач, с усилием проговариваемые слова, всхлипывания); переживание горя, чувство неудачи, вины, собственной малозначимости; различные страхи опасения; ребенок крайне растерян, а его действия импульсивны.
  3. Поведенческие – выражаются в спонтанных поведенческих изменениях без какой-либо веской причины, что отдаляют подростка от значимых для него людей или важной деятельности.

Например, поступки, совершенные бездумно и опрометчиво, несущие значительный риск для здоровья и сохранности жизни, наблюдается склонность к употреблению каких-либо наркотических средств и алкоголя. Явное депрессивное состояние, выраженное в плохом эмоциональном самочувствии, острой тоске и заторможенности. Яркими признаками являются расставание с теми вещами, с которыми у подростка уже образовалась определенная связь на психологическом уровне.

Подростковый суицид: ресурсы психолого-педагогической помощи

Средства и способы решения подобных проблем в предсуицидальной ситуации и профилактика суицидальных рисков – это сильные стороны личности и окружения. Они значительно увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом. Внутренние ресурсы: в их число входят инстинкты сохранения жизни, социальный опыт, интеллект, потенциал в коммуникативном плане, успешный опыт разрешения жизненных проблем. Внешние ресурсы: семейная, а также дружеская поддержка, помощь медицинских сотрудников, программа, рассчитанная на индивидуальные психологические особенности ученика.

Подростковый суицид: работа с подростком после суицидальной попытки

Сообщение подростка о попытке суицида в прошлом служит условным согласием и разрешением на то, чтобы дальше развивать данную тему, упоминать ее в беседах. Главное, помнить о том, что большее число попыток суицида являются не чем иным, как криком о помощи. Подросток таким образом обращается к взрослому и рассчитывается на эмоциональную поддержку с его стороны. В ходе разговора, в котором имеет место суицидальные угрозы либо в прошлом времени, либо в настоящем, главное – заключить с ребенком «антисуицидальный контракт». Его цель – предотвратить вероятность самоубийства во время или же после окончания разговора (позволяет выиграть некоторое время, необходимо для того чтобы соевременно оказать подростку помощь).

Применяя антисуицидальный контракт в качестве основы, реализуют:

  • проработку решений, способных стать альтернативой;
  • устраненние хаосу, происходящего внутри подростка («Почему бы не подождать, пока…»).

Если вы успешно посеяли в его голове зерно сомнения, касательно правильности принятого решения, то можно считать, что свою задачу вы на половину выполнили.

Вопросы, что надо задать человеку, планирующему самоубийство:

  • Как дела? Как ты себя чувствуешь?
  • Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
  • Что ты собираешься делать? Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А что, если ты причинишь себе боль?
  • Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было?
  • Если я попрошу тебя пообещать мне не причинять себе боль, ты сможешь это сделать? Что мешает тебе дать обещание?
  • Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Что могло бы помочь сейчас?
  • От кого ты бы хотел эту помощь получить?
  • Твои родители знают, что ты испытываешь такие трудности, сложности, душевные муки? Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом?
  • Если тебе придется пообещать не убивать себя, сможешь ли ты сдержать свое слово? На какое время?

К угрозам различного характера всегда надо относиться со всей серьезностью:

  • говорите с подростком откровенно и прямо;
  • дайте ему максимально почувствовать, что вам совершенно не безразлично происходящее с ним;
  • слушайте с неподдельной искренностью и стремлением к пониманию;
  • твердо отстаивайте ту точку зрения, что суицид – это неэффективное решение проблем;
  • прибегните к помощи авторитетных людей для оказания поддержки подростку, нуждающемуся в помощи;
  • получите обещание не причинять себе боль никаким образом; подумайте, кто может помочь ребенку;
  • пригласите психотерапевта; при осложненных или критических ситуациях доставьте подростка в ближайший психоневрологический центр или больницу;
  • останьтесь с ребенком рядом. Если необходимо уйти, оставьте его на попечение другого взрослого;
  • попытайтесь установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
  • выявите моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, и зоны сохранной моральной мотивации – они выступят в качестве антисуицидальных факторов.

Работа с подростком в постсуицидальной ситуации поможет понять причины суицида, определить уровень риска повторного совершения, использовать ресурсы для его предотвращения. Вернувшись в школу после попытки суицида, подросток часто испытывает стыд, неуверенность, страх перед общением. Другая сторона – он гордится своей уникальностью. При лидирующей позиции в классе, суицидент способен стать кумиром и образцом подражания. В обоих случаях ребенок нуждается в психологической поддержке, реабилитации.

 

Источник: http://www.menobr.ru/article/59962-qqe-16-m7-podrostkovyy-suitsid-rabota-s-podrostkami-imeyushchimi-suitsidalnye-namereniya?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_obr_portal_rass_21022017

Просмотров: 72 | Добавил: do096 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
^ Наверх